Дозвільні документи

sert all

kudliak.com.ua - Арбітражний керуючий Кудляк Євген Васильович

http://www.pravo-kiev.com/wp-content/themes/twentyeleven/images/logo_small.png

 

«Тільки в спільному щасті можна знайти особисте щастя»

Гоббс, англійський філософ XVII ст.

 

"Законная" торговля

"Законная" торговля

Правительство активно проталкивает свой законопроект "О внутренней торговле".

Кому он может быть выгоден?

"Гитлер пришел к власти на плечах мелкого бизнеса! — кричала в микрофон 21 февраля на обсуждении правительственного законопроекта "О внутренней торговле" одна из активисток региональных общественных объединений предпринимателей. — Не забывайте об этом!" Что вызвало такое возмущение общественности, выясняла "ВД".

 

Пошли в атаку
С начала года отечественный рынок торговли лихорадит: украинские чиновники активизировали усилия по лоббированию законопроекта "О внутренней торговле". Премьер-министр Николай Азаров сначала обвинил торговые сети в установлении наценки на продукты питания на уровне 50-100%, затем предложил в своем аккаунте на Facebook представителям торговли обсудить возможность законодательного регулирования отрасли. По данным источника "ВД" в правительстве, законопроект может быть вынесен на обсуждение Кабмина с целью его последующей передачи в Верховную Раду уже в марте-апреле 2013 г.

Принять данный законопроект украинские чиновники пытались в течение последних 15 лет. Представители общественных организаций утверждают, что шаги по решению этого вопроса предпринимались еще во время первого срока президентства Леонида Кучмы. Последние три года попытки чиновников "продавить" законопроект стали еще более настойчивыми. В 2011 г. правительство все того же Николая Азарова подало в парламент законопроект "О внутренней торговле".

Однако его судьба оказалась незавидной: в Верховной Раде он пробыл всего лишь месяц и два дня. Одним из самых спорных моментов для нардепов оказалось требование о возврате выручки за поставленные в сети товары. Несмотря на то, что в предыдущем созыве парламента было достаточно много представителей компаний — производителей продуктов питания, они не смогли противостоять противникам данной нормы. Не устраивала она и представителей пищепрома, от которых сети давно стали зависимы в силу ряда причин: монопольное положение некоторых производителей и раскрученные бренды других.

В отличие от мелких поставщиков продуктов питания, которым сети диктуют условия попадания товара на полки, крупные производители продовольствия сами выдвигают требования торговым сетям по срокам проплат и т. д. Если сроки возврата выручки будут четко установлены, это сыграет на руку в первую очередь мелким производителям и поставщикам, усилив их финансовые позиции в противостоянии с крупными производителями питания.

 

Сдались в плен?
Вполне возможно, что чиновники, проанализировав такой вариант развития событий, в этот раз решили привлечь новых сторонников данного закона. И пошли за поддержкой не к производителям, а к… ритейлерам, которые только-только заговорили о росте конкуренции с рынками за покупателей. "Сейчас ситуация в стране очень тяжелая, люди возвращаются из торговых центров обратно на промышленные рынки", — говорит Александр Савченко, директор киевского представительства концерна "АВЭК" (Ритейл Парк "Барабашово").

При таких условиях избежать противостояния между торговыми сетями и рынками вряд ли удастся. Среди владельцев самых крупных торговых сетей в Украине — Игорь Баленко ("Фуршет"); Владимир Костельман, Олег Сотников, Роман Чигирь (Fozzy Group); Геннадий Буткевич, Виктор Карачун, Евгений Ермаков ("АТБ-маркет"); Роман Лунин ("Велика кишеня"); Святослав Нечитайло ("ЭКО-маркет"); Ринат Ахметов ("Брусничка"); Вадим Новинский ("Амстор"). В то же время к знаковым фигурам в сегменте рынков можно отнести Александра Фельдмана ("Барабашово"), Юрия Иванющенко ("7-й километр").

На предположение о том, что чиновники ищут поддер­жку среди ритейлеров, наталкивают несколько пунктов законопроекта, которые резко усложняют условия работы для рынков и киосков, то есть для мелких предпринимателей, в пользу крупных магазинов. В частности, разработчики законопроекта предложили продавать алкогольные и табачные изделия только в специализированных магазинах или в отдельных секциях с отдельными кассовыми аппаратами. Причем под это ограничение должно подпасть и пиво, разве что за исключением безалкогольного.

"Ограничения вводятся для тех, кто не может разделить свои помещения, поскольку для этого нет свободных площадей, — утверждает Оксана Продан, народный депутат Украины, член фракции УДАР. — Это законопроект в пользу большого бизнеса, который заинтересован в том, чтобы мелкого бизнеса рядом не было". При этом правительство готово даже нести финансовые потери, дабы принять данную норму. Согласно замечаниям, которые содержатся в одной из последних версий сравнительной таблицы к этому законопроекту, реализация данного положения приведет к уменьшению поступлений в местные бюджеты от платы за лицензию на право розничной торговли алкоголем и табаком. Прежде всего от супермаркетов с большим количеством кассовых аппаратов, поскольку они получат право покупать только одну лицензию для отдела, а не на каждый кассовый аппарат, как это происходит сегодня. Согласно оценкам экспертов, потери бюджета могут составить ориентировочно 199,5 млн грн.

Кроме того, ритейлеров "задобрили" еще одной нормой, а точнее — ее нечеткой формулировкой. Ранее представители торговых сетей резко выступали против введения точных сроков оплаты за поставленные к ним товары. Вводя данное правило, разработчики законопроекта не прописали четкого механизма ответственности в случае нарушения сроков со стороны ритейлеров. "Эти требования о сроках оплаты фиктивные, потому что ответственность за их выполнение в законопроекте не прописана", — возмущается Оксана Продан.

Предыдущие места работы чиновников, задействованных в разработке проекта, также, по мнению СМИ, играют в пользу "конфликта интересов". В этой связи часто упоминают нынешнего министра экономического развития и торговли Игоря Прасолова (бывший гендиректор компании "СКМ", которая сейчас контролирует фирму "Украинский ритейл", развивающую сеть фрешмаркетов "Брусничка") и директора департамента развития торговли министерства Игоря Гарбарука (бывший маркетинг-директор сети супермаркетов "Фуршет".

 

Еще-еще
Однако не только введение этой нормы пошатнет позиции мелкого бизнеса. Ряд новаций, которые содержатся в законопроекте, могут привести к ухудшению работы для рынков, на которых, как правило, работает мелкий бизнес. Как минимум это приведет к росту затрат на "благодарности" чиновникам из органов местной власти, а как максимум — к блокированию работы операторов рынков.

Среди таких нововведений предприниматели называют следующие. Во-первых, местные органы власти получат право согласовывать с ними перечень платных услуг, которые могут предоставляться на рынке. Во-вторых, чиновники вводят норму о минимально необходимой площади в торговых центрах под реализацию товаров национального производителя, что невыгодно операторам таких центров (подробнее — см. блиц-интервью с Александром Савченко). Предполагается, что эти площади составят не менее 25%. В-третьих, нарекания вызывает положение о том, что "временные сооружения торгового назначения могут размещаться на земельном участке государственной или коммунальной собственности исключительно на основании зарегистрированного договора аренды земельного участка".

Однако, по словам Оксаны Продан, в Украине до сих пор не приняты нормы о передаче в аренду земель под МАФы. В-четвертых, вводится требование о наличии у интернет-магазинов постоянных офисов, в которых будут храниться документы, связанные с хозяйственной деятельностью (в том числе покупки-продажи товаров). Логично предположить, что покупка или аренда офиса ударит по себестоимости продукции, которая реализовывается в таких магазинах. Это, в свою очередь, будет нивелировать саму идею торговли через интернет, как канал реализации товаров по более низким ценам, чем в обычных магазинах.

Чиновники, улучшая условия работы для одних участников рынка, даже в угоду потребителю, и создавая возможные проб­лемы для других, вряд ли поспособствуют инвестиционной привлекательности ритейла Украины. Несмотря на утверждения, что все изменения вводятся только для того, чтобы привлечь в нашу страну зарубежных инвесторов, такие новации могут, наоборот, отпугнуть ино­странный бизнес. Ведь чиновникам, которые сейчас встали на одну сторону, вряд ли что-то помешает принять противоположную в будущем.

 

Источник: "Власть Денег"

Пошук

Міністерство юстиції України

Партнери:

Мерітократична партія України

 

logo krisismen

Союз кризис-менеджеров Украины

 

logo fobis 1

Федерация оценщиков бизнеса
и интеллектуальной собственности

 

logo asconsulting2

Юридична Фірма
«АС Консалтинг»

 

Адвокатска контора
«Скляренко та партнери»

 

 

Адвокатська контора

Дмитра Забавського

 

logo kkk 1

Клуб коренных киевлян
"Вечность"

New Consulting

Комплексно-правовая система 
«Помічник арбітражного керуючого»


 

автоматизация полного цикла
работ по сопровождению
процедур банкротства.